Shipreck (shipreck_s) wrote,
Shipreck
shipreck_s

Categories:

Про мирных людей и их бронепоезд

Об этих кораблях слышали если не все, то многие. Спроектированные в конце 30-х и построенные в начале 40-х, они являлись вершиной развития парового броненосного флота вообще и выработанной сорока годами ранее концепции «all big gun ship» в частности. С технической точки зрения они вобрали в себя все достижения современной им науки и техники страны, которая произвела их на свет, и сделали бессмысленными дальнейшие эксперименты на тему быстроходного линкора, которыми так богато было предвоенное десятилетие. Все это замечательно, но… Вместо того, чтобы решать исходы масштабных боев и склонять на свою сторону весы военно-морского потенциала, эти корабли устарели уже через пять лет после ввода в строй, на много десятилетий превратившись в головную боль для своих хозяев. По принципу того самого чемодана без ручки.

Несмотря на активные модернизации и участие в многочисленных локальных конфликтах Холодной войны, «Айова» и три ее систершипа так и не нашли свое место в составе американского военно-морского флота. Их броня оказалась малоактуальной в век ядерного оружия и многосоткилограммовых кумулятивно-фугасных боевых частей сверхзвуковых противокорабельных ракет. Артиллерия, со считавшейся еще двадцать лет назад запредельной дальностью стрельбы, безнадежно проигрывала по боевому могуществу палубной авиации уже в конце Второй Мировой войны. Системы ПВО, даже после всех модернизаций, не сулили кораблю ничего хорошего в мире управляемого ракетного оружия. Огромные размеры, прожорливая энергетическая установка и, самое главное, потребность в трех тысячах человек квалифицированного экипажа сделали эти корабли экономически бессмысленными задолго до того, как их окончательно вывели из состава флота и поставили в качестве памятников.

Так или иначе, рассказ не об этом. Желающие изучить предысторию вопроса могут почитать мою статью про судьбу класса линкоров как боевого средства, ну или любой другой подходящий источник. Тем, кого эта техника заинтересовала всерьез, рекомендую монографию С. Балакина «Линкоры типа «Айова» - наиболее полную работу по указанным кораблям из опубликованных на русском языке. Я же попытаюсь рассказать о личных, тактильных впечатлениях от линкора. Если угодно, от прикосновения к живой истории.

В январе сего года ездили мы с супругой в гости к уважаемому жж-френду Tpak в Лос-Анжелес. Собственно, именно он и организовал мне прогулку по кораблю. Скажу сразу, что несмотря на публичный статус объекта, туристов пускают, скажем так, весьма не везде. По сути, экскурсионный маршрут ограничивается куском верхней палубы в районе носовой надстройки, носовой же группы башен ГК и всего, что вперед них до кабестанов. В надстройке доступны мостик, боевая рубка, и еще кое-что уровнем выше. Сами башни, погреба, центры управления огнем, котлы и машины – все закрыто. Говорят, что на «Норт Кэролайн», первенце американских линкоров нового поколения, стоящей на вечной стоянке где-то на Ист-косте, в этом плане все гораздо лучше. Возможно, не проверял. Но на «Айове» особо не разгуляешься.



Корабль отшвартован к стенке в порту Лос-Анжелеса. Вокруг - круизники, напротив - контейнеровозы. Парковка музея прямо у борта, здесь же и касса. Вход - не то двадцатка, не то сороковка с рыла. Ну что-то сравнимое со стоимостью заезда в нацпарк или походом в кинотеатр.



Несмотря на то, что пароход реально здоровый, его размеры скрадываются приземистостью и высокой причальной стенкой, почти равной высоте борта на миделе (5-6 метров). В отличие от круизника по соседству, габаритами он не подавляет.



Клети со снарядами главного калибра. В таких боекомплект передавали на борт линкора с борта судов снабжения. Умение обеспечивать свои ударные группировки всем необходимым, не отходя от кассы зоны боевых действий, считалось серьезнейшим преимуществом флота США в той, да и в последующих войнах. Забавно, что одни из быстроходных эскадренных судов снабжения, тип "Сакраменто", имели, если я правильно помню, машинные установки, демонтированные с пары недостроенных "Айов".



Вид со сходен в нос. Видно, насколько приземисты башни ГК - их высота от пола до крыши составляет менее трех метров. Связано это не с уменьшением лобовой проекции, как можно было бы подумать, а с банальной экономией веса. Так, лобовые плиты этих башен имели толщину 457 мм и весили хрен знает сколько. Каждые 10 сантиметров сэкономленной высоты давали тонны водоизмещения, которые можно было с успехом использовать на что-то полезное.





Носовая группа башен главного калибра. Орудие имело калибр 406 мм, вес ствола с затвором 85 тонн, начальную скорость 760 м/с, вес бронебойного (фугасный был легче) снаряда 1226 кг и дальность стрельбы примерно 36 км. На этой дистанции, с учетом радиолокационной системы управления огнем, линкор мог первым-вторым залпом накрыть (элипсом рассеивания орудий) быстроходную цель класса "крейсер". Накрытие цели не всегда означает попадание, но является для этого необходимым условием. Желтые затычки в стволах призваны предохранять внутреннюю часть орудия от воздействия морской воды, перед боем они вынимались.



Зачехленный "крупняк" Браунинг М2. Эти пулеметы не имели отношения к ПВО корабля. Установлены они были в 80-е и задачей своей имели отражение всякого рода диверсионных атак. Кто помнит историю с подрывом в Йемене эсминца "Коул", тот поймет, о чем речь.



Тали и захват для погрузки снарядов главного калибра в погреба. Опускался он туда через трубу, ведущую с верхней палубы вниз.



Сборка из снаряда и шести полузарядов, находящихся в тряпичных картузах. Сам снаряд имеет длину около полутора метров и вес, как уже упоминалось выше, примерно тонну с четвертью. Один картуз - около 50 кг. Точное значение бронепробиваемости я не помню, но пушки "Айовы" имели максимальное могущество среди всех линкоров постройки 30-40 гг, кроме разве что "Ямато". Причем с последним осталось много вопросов, поскольку хотя его орудия и имели более тяжелый снаряд (где-то полторы тонны), низкое качество японских сталей снижало его эффективность. Так или иначе, американская "длинная" шестнадцатидюймовка, установленная на "Айовах", давала любому из своих потенциальных противников очень мало шансов в бою. По оценкам специалистов, подкрепленных опытом войны, для тяжелого повреждения, на грани полной потери боеспособности, стандартного договорного линкора 30-х годов было достаточно 8-10 попаданий этими снарядами. Что, с учетом практической скорострельности орудий и показанной в боевой обстановке точности стрельбы, соответствует 15-20 минутам боя при непрерывном огневом воздействии. Это если не учитывать вероятность поражения артпогребов.

На снаряде, в его нижней части, видны медные ведущие пояски - то, чем он цепляется за нарезы орудий. Кстати, именно эта особенность и отличает снаряд от пули. Которая, как известно, врезается в нарезы своим корпусом. Там, где оживальная ("кривая") часть снаряда переходит в цилиндрическую, виден сварной шов. Это место соединения баллистического колпачка непосредственно с корпусом снаряда. Колпачок делался из относительно тонкого металла и легко сминался при ударе о броню, после чего в дело вступал собственно сам снаряд, имевший куда как более тупую, примерно полусферическую головную часть. Причем поверх собственно стального копуса высокой прочности находился еще один колпачок, из мягкого железа - так называемый "бронебойный", или "макаровский". Этот колпачок был предложен в конце 19 века известным адмиралом С.О.Макаровым, погибшим при обороне Порт-Артура в Русско-Японскую войну. Смысл идеи был в том, что мягкий железный колпачок на снаряде снизит вероятность рикошета от брони, позволив болванке как бы "приклеиться" к ней. Характеристики стали колпачка, самого снаряда, соотношение его веса и длины являлось плодом длительных научно-технических и опытно-конструкторских работ, качество которых (а вовсе не только калибр орудия) определяло эффективность воздействия боеприпаса по бронированной цели.

Американский бронебойный снаряд содержал довольно мало взрывчатки, всего-навсего около 1,5% от собственного веса. Сама взрывчатка (смеси с тротиловым эквивалентом 1,1-1,2) размещалась в полости в задней части снаряда. Взрыватель находился со стороны его дна, чтобы минимизировать его повреждения при проламывании брони. В части веса снаряда и взрывчатки воззрения американских конструкторов и военных расходились с таковыми у европейцев. Последние предпочитали делать снаряд полегче при тех же габаритах, отдавая место внутри него относительно легкой взрывчатке за счет более тяжелой стали. В результате американские снаряды лучше пробивали броню, но обладали худшим заброневым действием, по сравнению с европейскими. Война не дала однозначного ответа на вопрос правоты той или иной концепции. С одной стороны, американские снаряды пробивали практически любые броневые преграды, исправно поражая то, что находится за ними. С другой - снаряды немецких и британских пушек без всяких пробитий устраивали такой погром в конструкциях корабля, что лишали его боеспособности даже при номинально непробитой броне.



Карта, иллюстрирующая боевые походы "Айовы". Кстати, именно на ней Рузвельт ехал на Тегеранскую конференцию. Мало кто знает, что при пересечении Атлантики линкор чуть не был торпедирован собственным эсминцем сопровождения, с которого, по распиздяйству команды, случайно выпустили торпеду в сторону флагмана. По счастью, обошлось.



Художенственное полотно, изображающее линкор в бурном море. Как мне кажется, носовую часть ему нарисовали длинее, чем она есть на самом деле. Распространенная фишка у маринистов, вообще говоря. Видимо, придает пароходу внушительности.



Модель погибшего при атаке Пирл-Харбора линкора "Аризона" по состоянию на середину 30-х годов.



Бинокулярный оптический дальномер. Видимо, штурманский. Работает.



Внутренности пятидюймовой башни главного калибра. Эта пушка, впервые появившись на американских эсминцах, неожиданно показала себя очень удачной "универсалкой", то есть орудием, способным вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям. Высокая практическая скорострельность и скорость наводки вкупе с приличным весом снаряда позволили американским кораблям, имевшим ее на борту, надежно обеспечить свою дальнюю ПВО по состоянию на начало 40-х годов. Как и все американские линкоры нового поколения, то есть спроектированные в 30х годах, "Айовы" имели 20 таких орудий в 10 башнях (по пять на борт), что сделало их сильнейшими в отношении ПВО линейными кораблями мира. Появление в 43-44 гг радиовзрывателей, работающих на эффекте Доплера, подняло противовоздушную эффективность этих пушек примерно на порядок, окончательно сделав американский флот в этой части вне конкуренции.





Два плаката, иллюстрирующих конструкцию и работу расчетов пятидюймовых башенных универсалок. Просто удивительно, как в совсем небольшой в общем-то башне помещалась такая толпа народу. Я не нашел информации, сколько людей нужно для обслуживания близкой по габаритам советской 130-мм установки АК-130 разработки 70-х годов, но уверен, что их там раз в десять меньше ввиду автоматизации всех процессов.





Два фото входа в боевую рубку. Толщина боковых стенок - 457 мм. Истории о боевых рубках линкоров я рассказывал ранее.



Вид в нос с крыла мостика. Здоровенные короба-"уши", выступающие из боковых стенок башен главного калибра - кожухи оптических дальномеров. В случае выхода из строя системы центральной наводки башни имели возможность самостоятельно определять дистанцию до противника и счетно-решающие устройства для выработки углов горизонтальной и вертикальной наводки.



Пост рулевого в боевой рубке. Штурвальное колесо, репетиры навигационных приборов и показаний машинного телеграфа. Под потолком - перископ для наблюдения в боевой обстановке. По периметру - смотровые щели, на случай выхода из строя штатной оптики.



Закрытый командирский мостик, построенный вокруг боевой рубки. Командирское кресло - явно артефакт 80-х.



Носовая группа башен главного калибра, вид со средних ярусов надстройки.



Директор управления огнем пятидюймовых универсалок. Таких коробок, снабженных собственной оптикой и вычислительными мощностями, на корабле было несколько штук. Переключение орудий между ними позволяло более гибко распределять огневые возможности корабля и сопровождать цель при переходе ее с борта на борт - например, при пролете над кораблем поперек его курса.



Шестиствольная зенитная пушка "Вулкан-Фаланкс". Именно она так эффектно разнесла F-18 в кино, где Стивен Сигал освобождал аналогичный корабль от непрошенных гостей. Основная задача этого орудия - противоракетная оборона ближней зоны. С учетом небольшого калибра и низкой баллистики, реальный предел эффективной дальности этой системы - километр. То есть против сверхзвуковых ракет она практически бесполезна. В настоящее время существуют куда как более мощные и эффективные артиллерийские комплексы, работающие по этому же принципу. Но именно "Вулкан" безнадежно устарел.



Контейнеры под "Томагавки". Эти ракеты были установлены на "Айовах" в ходе модернизации 80-х годов и многократно применялись с тех пор - правда, исключительно для обстрела наземных целей.



"Гарпун" - классическая легкая противокорабельная ракета, дозвуковая и малого радиуса действия.



Панорамное фото пятидюймовки



Шконки в кубриках рядового и старшинского состава. Видно, что даже на столь крупном корабле бытовые условия далеки от курортных. Впрочем, японцы на "Ямато" вообще в гамаках спали.



Проблема взрывного роста численности экипажей по сравнению с проектной была характерна для всех классов кораблей всех воюющих держав. В первую очередь это происходило за счет персонала радиолокационных постов, которые плодились со страшной силой, и не отстающих от них расчетов малокалиберной зенитной артиллерии, численность которых за время войны на кораблях вырастала в несколько раз. Соответственно, распихивали их во все мало-мальски пригодные для этого помещения. Ну а спали вот на таких этажерках. Позднее, в ходе модернизации 80-х, численность экипажей основательно подрезали - спасла автоматизация и сокращение неактуальных в новых условиях бортовых вооружений.



Каюта командира. Командовали кораблями такого класса в US NAVY исключительно офицеры в звании Captain, сиречь капитан первого ранга. И хотя каперангов у американцев в 40-х было ничуть не меньше, чем у Союза в 70-х, офицер, которому предлагали такой пост, должен был представлять собой нечто исключительное. Ведь по боевым возможностям (а равно как и стоимости) линкор 30-х был примерно эквивалентен советской танковой армии. Тем не менее, несмотря на статус обитателя, каюта не поражает воображения. Никакого тебе бархата, красного дерева или еще какого цветного телевизора. Всех привелегий - отдельный душ и сральник.



Команда имеет время обедать! Обеденный зал рядом с камбузом. Столики и сидухи явно из 80-х.



Памятная табличка, посвящанная памяти жертвам взрыва, произошедшего в башне главного калибра линкора "Миссисипи" в 1922-м году. Уже не помню, каким боком она к "Айове", но ее в 80-х постигла похожая беда. На учебных стрельбах в процессе заряжания пушки произошло воспламенение порохового картуза, в результате чего полыхнуло несколько полузарядов, то есть килограмм 200-300 пороха. Взрыва не произошло, но башня выгорела изнутри, весь ее персонал погиб. Этот инцидент, когда огромный корабль буквально на пустом месте оказался перед угрозой проникновения открытого огня в артпогреба, вызвал широкую дискуссию среди специалистов о том, нахер вот это вот все вообще нужно. И не проще ли отпрвить эти линкоры туда, где им самое место, то есть в музей. Как мы знаем, в итоге дело именно этим и закончилось.



Репродукция картины, описывающей дуэль "Монитора" и "Мэримака" - первую в мире схватку паровых броненосных кораблей.



Модели "Айовы" и "Ямато" в одном масштабе. Видно, что японец несколько короче, шире и вообще тяжеловеснее. Кстати, интересный факт. При мощности машин около 150 тыс лс "Ямато" развивал 27 узлов. "Айова" давала 33 узла при мощности 212 тыс лс. При этом японец был круто тяжелее, почти в полтора раза. Из этих соотношений видно, насколько сложно давался кораблю каждый лишний узел скорости выше отметки 30. И, что еще интереснее, при прочих равных - например, соотношении веса энергоустановки к водоизмещению корабля - высокие скорости более крупным кораблям давались легче, чем более мелким.

В частности, именно этот факт поставил крест на попытках создать в 30-х годах большой и скоростной линейный крейсер третьего поколения. Получившиеся корабли были очень большими, чрезвычайно дорогими, умеренно быстроходными, со слабым вооружением и никудышной защитой. Именно таким был советский проект "Кронштадт" (позднее преобразованный в "Сталинград") и американская "Аляска". Даже втроем они ничего не могли противопоставить "Айове". Эти крейсера-переростки не могли ни уйти от нее, так как их скорость была такой же или ниже, ни нанести ей сколь-нибудь серьезные повреждения до того, как она разнесет их вклочья, имея трехкратное превосходство в весе залпа и полуторакратное - в дистанции эффективной стрельбы.
Tags: история, флот, штаты
Subscribe

  • Каскадные горы

    Пара записей прохождения перевала Сноквалми в Каскадных горах, что чуть к востоку от Сиэтла. Первое кино - обработанные видео с дашкама (спасибо…

  • План "Перехват" результатов не дал

    Жара… Резко-континентальный климат Равнин и так не балует представителей рода человеческого, которых занесло в эти края. А погодные аномалии этого…

  • Метро закрыто, в такси не содют

    В связи с рабочей необходимостью в семье понадобилось вторая самобеглая коляска. Как выяснилось в итоге, купить машину в Америке сейчас не проще, чем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

  • Каскадные горы

    Пара записей прохождения перевала Сноквалми в Каскадных горах, что чуть к востоку от Сиэтла. Первое кино - обработанные видео с дашкама (спасибо…

  • План "Перехват" результатов не дал

    Жара… Резко-континентальный климат Равнин и так не балует представителей рода человеческого, которых занесло в эти края. А погодные аномалии этого…

  • Метро закрыто, в такси не содют

    В связи с рабочей необходимостью в семье понадобилось вторая самобеглая коляска. Как выяснилось в итоге, купить машину в Америке сейчас не проще, чем…